единые правила перевозки грузов морским путем на основании коносамента. Определяют объем ответственности судовладельца (перевозчика) при перевозке грузов по коносаментам. Окончательно приняты и вошли в Международную конвенцию об унификации некоторых правил о коносаментах, подписанную 25 августа 1924 г. в Брюсселе (Брюссельская конвенция 1924 г.). В соответствии с Гаагскими правилами перевозчик обязан проявить должную заботливость, чтобы судно было мореходным, снабдить и снарядить его всем необходимым, надлежащим образом укомплектовать экипаж, обеспечить пригодность грузовых помещений для приема, перевозки и сохранности груза. Любой пункт, статья или условие договора перевозки (коносамента), освобождающее перевозчика от ответственности за убытки, возникающие вследствие небрежности, вины или упущений последнего либо уменьшающие эту ответственность иным образом, чем это предусмотрено Гаагскими правилами, считаются недействительными и не имеют юридической силы и правовых последствий.